Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!

Организация работы с низкомотивированными учащимися на учебных занятиях на I ступени общего среднего образования

Дата: 17 февраля в 08:22, Обновлено 21 сентября в 11:32

Организация работы  с низкомотивированными учащимися            

на учебных занятиях на I ступени общего среднего образования

Учащихся с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа – низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению;

2 группа – высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению;

3 группа – низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого необходимо ответить как минимум на три вопроса:

− Кого учить?

− Чему учить?

− Как учить?

Отставание учащегося в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

− педагогическая запущенность;

 частые заболевания;

 пропуски занятий;

 органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Следствие: не умеет −

− устанавливать причинно - следственные связи;

− учитывать все признаки предмета или явления;

− видеть общее и т.д.;

2. Несформированность учебных навыков.

Учащийся не умеет учиться:  работать с текстом; выделять главное, существенное; не может организовать свое время и распределить усилия и т.д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

− отвлекаемостью;

− подвижностью;

− неусидчивостью и т.д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книги, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что учащийся делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес.

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)

Нуждается: в поддержке показа того, что он состоятелен в других видах деятельности. Полезно включить в образовательный процесс занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно – логического мышления.

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность.

Проявляется в:

− утомляемости;

− истощаемости;

− медленном темпе работы;

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его» на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, образовательным стандартам начального образования.

Как учить? Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности?

− Необходимо использовать все возможности учебного материала:

− создавать проблемные ситуации;

− активизировать самостоятельное мышление;

− организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

− выстраивать позитивные отношения с группой;

− проявлять искреннюю заинтересованность в успехах учащихся.

При развитии мотива достижения цели следует ориентировать учащегося на самооценку деятельности. Например, задать ребенку такой вопрос: «Ты удовлетворен результатом?». Вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой». Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением учащегося к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже освоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания.

Учащимся, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

1. Упражнение – «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

2. Упражнение – «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

3. Упражнение – «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

4. Упражнение – «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться:

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательской деятельности, к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога:

− помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

− развивать ответственность;

− поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумывать каждое учебное занятие согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

− решение проблемных ситуаций;

− использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

− связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

− организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;

− позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на учебных занятиях. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредотачивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

Для повышения мотивации к учению можно выполнять  упражнение «Пиктограмма, или пляшущие человечки»:

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов или словосочетаний. Написание отдельных слов или букв не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 секунд. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов или словосочетаний: веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, смелый поступок, болезнь, счастье, разлука, дружба, темная ночь, печаль.

Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30-40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Следующим этапом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:

− контроль подготовленности учащихся;

− создание особой доброжелательной атмосферы при опросе;

− снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

− предложение учащимся примерного плана ответа;

− разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

− стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;

− поддерживание интереса слабоуспевающих учащихся с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;

− привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учащимся;

− привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.;

− разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

− напоминание приема и способа выполнения задания (алгоритма);

− ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;

− инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;

− стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих учащихся;

− более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;

− выбор для групп слабоуспевающих учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

− более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

− предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

 Профилактика неуспеваемости (контроль подготовленности учащихся).

1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение;

2. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учащимися в устных ответах, письменных работах;

3. Контролировать усвоение материала учащимися, пропустившими предыдущие учебные занятия;

4. В конце темы или раздела обобщить усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания;

5. Обязательно проверять в ходе учебного занятия степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала;

6. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;

7. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний;

8. Обеспечивать разнообразие методов обучения;

9. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;

10. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданным в определенной системе достичь большего эффекта;

11. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах;

12. Инструктировать о порядке выполнения работы;

13. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе;

14. Умело оказывать помощь учащимся в процессе работы,  развивать их самостоятельность;

15. Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе, и осуществлять контроль;

16. Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного;

17. Систематически давать домашние работы над типичными ошибками;

18. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций учащимися;

 Работа с учащимися с низким уровнем учебной мотивации и неуспевающими учащимися должна вестись систематически.

Памятка «Работа с неуспевающими учащимися»

  1. Ф.И.О.учащегося___________________________________________________________________________________________________
  2. Класс ____

3. По каким предметам не успевает  ____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Поведение учащегося _________________________________________

5. Причины, которые привели к неуспеваемости_____________________ ______________________________________________________________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учащимся_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости учащегося_____________________________________________________8. Какие изменения наблюдаются результаты работы с учащимся________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Памятка психологической терапии при организации работы с низкомотивированными  учащимися по устранению неуспеваемости в образовательном процессе

(Рекомендации  педагога-психолога)

1. «Не бить лежачего». Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. «За двумя зайцами погонишься...» Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности. Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной оценке заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Таким образом, чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно так организовывать образовательный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Учитель должен знать, что слабоуспевающему учащемуся для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач. 

Повысить работоспособность учащихся на учебных занятиях можно следующим образом: разнообразить виды учебной деятельности, соблюдать гигиенические требования (проветривать кабинет, проводить 2 физкультминутки и т.д.), помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ с учащимися: карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры, творческие задания, карточки – информаторы, карточки с образцами решения, карточки-алгоритмы.

1. Учитель должен:

1.1. Знать психическое развитие ребёнка:

− восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

− внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

− память (вербальная, невербальная).

1.2. Стремиться понять и принять каждого ребенка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на учебном занятии.

2. Проявлять:

− разумную требовательность;

− неиссякаемое терпение;

− справедливую строгость;

− веру в возможность учащегося.

3. Уметь:

−  вставать на позицию учащегося;

− НЕТ насмешливому тону!

− вести непринужденный диалог.

4. Стремиться к внешней занимательности, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план, алгоритм).

5. Учить работать со словарями и другим справочным материалом

6. В образовательном процессе применять:

− опережающее обучение;

− разнообразные формы работы (индивидуальную, парную, групповую);

− вовлекать учащихся в формулирование целей и задач урока;

− рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);

− применять частую смену видов деятельности на учебном занятии;

− многократно проговаривать и закреплять учебный  материал;

− стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учащихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность учащимся позаниматься дома.

Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учащихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет учащемуся в экстремальных стрессовых ситуациях написания контрольных работ, тестов и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи учащегося, ведь он сам очень болезненно к ним относится

Во время подготовки учащимся ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

Следует в минимальной степени отвлекать учащегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому учащемуся приятно получать хорошие оценочные суждения,  отметки, даже нарушителю дисциплины.

Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчен его неудачами.

Этого можно добиться через организацию дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов учебного занятия: (при закреплении, при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе) и предусматривает использование соответствующих дидактических материалов (таблиц, плакатов, карточек, карточек-алгоритмов и т.п.).

Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения.

 Также современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.