Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 628 человек

Рекомендации педагогам: формирование самооценки учащихся

Дата: 28 февраля в 09:33
Автор: Фурс В. А.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ученика занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ученик все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

2. Помогайте ученику поверить в себя и свои способности;

3. Помогайте избежать ошибок;

4. Поддерживайте при неудачах;

5. Ознакомьте родителей с результатами диагностики. Необходимо, чтобы  родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку при заниженной самооценке;

6. Учитывайте во время подготовки и проведения контрольных и самостоятельных работ индивидуальные психофизические особенности учащихся.

7. Учите учащихся спокойно относиться к критике, без агрессии, уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

8. Не предъявляйте жестких требований:

  • если ученик плохо себя чувствует;
  • если ученик не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается;
  • если  внутренние мотивы поступка ученика вам непонятны;
  • если вы устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам;

9. Не перехваливайте ученика, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

10. Поощряйте инициативу учащихся.

11. Не сравнивайте ученика с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра). Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

12. Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

13. Анализируйте вместе с учащимся его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так он будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

             Рекомендации для педагогов

            «Рефлексия и ее роль в педагогическом  процессе»

Рефлексия – это способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и проигрывать ситуацию за него.

Рефлексивное мышление – это важнейший элемент тактического мастерства педагога, основа умения «заранее знать», как может поступить ученик. Рефлексия включает в себя и анализ своих действий и действий окружающих людей, и умение реально оценивать свои возможности, и достижения других.

Итак, педагогический процесс. Урок заканчивается, педагог интересуется впечатлениями, появившимися у учащихся. Весьма желательно, чтобы каждый ученик хоть как-то высказался о том, что происходило с ним и вокруг него во время урока, как он это воспринимал. Не следует давить на упорно отказывающихся высказаться. Достаточно и  того, что они публично отказались. Здесь от учителя требуется умение отреагировать «никак». Ведь отсутствие словесного комментария – это не отсутствие рефлексии. Все, что происходит в классе, - хорошо, ибо работает на класс, на его учеников, поскольку все происходящее на уроке – это уникальный и личный для каждого опыт жизни.

Рефлексия в педагогическом процессе важна, так как именно она развивает способность учащихся анализировать, обобщать, выделять главное, реально оценивать себя. Используя рефлексию учитель и учащиеся получают обратную связь, что способствует преобладанию положительных взаимооценок, созданию благоприятной эмоциональной среды в классе, настраивает учеников на дальнейшее сотрудничество с учителем.

 Существуют разнообразные формы рефлексии. Их применение учителем на уроке зависит от целей, которые были им поставлены в начале урока. Если цели касаются развития самовоспитания учащихся, их самостоятельности, то соответственно, и форма рефлексии должна быть обоснованно серьезной, настраивать учащихся на глубокий анализ своей деятельности. Если урок больше является информативным, то можно использовать более игровые формы рефлексии.

Каждый учитель должен иметь в запасе несколько вариантов и форм рефлексии, которые лучше чередовать. 5-6 форм и каждая из них будет повторяться примерно через 5-6 уроков.

Самая   распространенная   и   серьезная   форма   рефлексии   –   личностно-оценочная,  когда  в  конце  урока  по  предложенному направлению каждый ученик высказывает свое мнение.

Существует такая форма рефлексии, как групповая рефлексия. Учитель делит учащихся на группы примерно по 4 человека в каждой. Каждой группе предлагается оценить отдельный элемент урока. Высказываться не обязательно всем членам группы, достаточно одного, который выражает мнение всей группы.

Безличностная форма рефлексии. Пример такой рефлексии. Каждый ученик записывает на маленьком листочке бумаги то, что нового он приобрел в процессе урока. Затем все листочки собираются и раскладываются на несколько стопок – 1) положительная оценка (например, «мне понравилось…», «я узнал…» и т.п.), 2) нейтральная оценка (например, «урок прошел, как обычно», «все было хорошо» и т.п.), 3) негативная оценка (например, «урок мне не понравился», «не стоило использовать …» и т.п.). После этого подсчитывается количество листочков в каждой стопке. В конце – учитель делает вывод, делится своими впечатлениями и благодарит учащихся за работу.

Творческая форма рефлексии. Учащиеся выражают свое мнение с помощью мимики, жестов, выбора цветов, рисунков, схем и т.д. Для примера рефлексия «Мое настроение». Ученикам предлагается выбрать 1 карандаш (либо фломастер) одного цвета и схематично в течение 2-3-х минут нарисовать свое настроение как результата проведенного урока. Допускаются два варианта выхода – личностный (каждый ученик представляет свой рисунок и дает какой-либо комментарий, допускается вариант и без комментариев; безличностный (учитель собирает все рисунки и развешивает их на доске перед всеми. Анализируется цветовая гамма и тон настроения. В конце учитель выражает свое мнение).

Перед каждой рефлексией учитель должен напоминать ученикам, что нет плохих или хороших мнений, есть личное мнение каждого.

Если несколько уроков по одной тематике, то можно каждый последующий урок начинать с рефлексии предыдущего урока. Это целесообразно также и потому, что учащиеся будут не просто механически заучивать, например, некое правило, а стараться его понять и применить.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.